т. 8-904-325-37-23
т. (3812) 59-12-07
т./ф. (3812) 37-34-72
г. Омск, Семиреченская, 91в

E-mail: info@turboomsk.ru

http://vk.com/club65749371

Общие сведения о ТКР

Мощность, которую развивает поршневой двигатель внутреннего сгорания, напрямую зависит от наполнения его цилиндров горючей смесью. Когда частота вращения коленчатого вала увеличивается, мощность двигателя достигает своей максимальной величины, а после этого начинает уменьшаться. Объясняется это тем, что рост скорости воздушного потока снижает наполнение. Чтобы улучшить мощностные характеристики моторов применяются наддувы.

Наддувом называется специальное нагнетание воздуха в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания с целью увеличения их наполнения. Чтобы получить избыточное давление используются различные нагнетатели или компрессоры. Применение компрессоров позволяет, сохраняя габариты и массу,  повысить мощность мотора.

Действие турбокомпрессоров осуществляется при помощи неиспользуемой энергии отработавших газов. В отличие от компрессоров с механическим приводом они не требуют дополнительного расхода топлива и снабжены охладителем.

Охладитель воздуха установлен на выходе из турбокомпрессора и предназначен для понижения температуры горючей жидкости, а также увеличения ее плотности.

Конструкция турбокомпрессора включает в себя три основных элемента:

  • Корпус компрессора;
  • корпус турбины;
  • корпус подшипников, оснащенный ротором.

 

Корпуса турбины и компрессора иногда называют  “улитками”. В корпусе подшипников установлен специальный сборный ротор. Он представляет собой вал с жестко закрепленными турбинными и компрессорными колесами, оснащенными лопастями, и вращается при помощи подшипников скольжения.

 

Функционирование турбокомпрессора осуществляется воздействием потока отработавших газов, которые вращают турбинное колесо и роторный вал. Компрессорное колесо, которое также установлено на роторном валу нагнетает воздух.

 

При определенных  режимах работы мотора некоторые особенности турбонадува явно проявляются:

  • «Турбояма» или «турболаг» - это задержка увеличения оборотов и понижение мощности двигателя автомобиля при резком нажатии на педаль газа. Данный эффект вызван инерционностью системы: ей требуется определенное время для того, чтобы поток выхлопных газов смог раскрутить турбину. Основным способом устранения данного недостатка является снижение размеров и массы вращающихся конструкционных деталей. Это позволяет облегчить и ускорить процесс их раскручивания.  
  • “Турбоподхват”  - это явление, которое может возникнуть при увеличении оборотов и ускорения движения выхлопных газов. Обычно это случается после преодоления «турбоямы». В данной ситуации резко повышается давление наддува  и мощность автомобильного двигателя. Для того, чтобы избежать перегрузки элементов кривошипно-шатунного механизма, следует ограничить давление наддува.

Самым эффективным методом устранения и предупреждения данных недостатков – это комплектация турбокомпрессоров современными электронными системами управления.

 

 



Рис 1. Устройство турбокомпрессора:

  1. корпус подшипников;
  2. турбинное колесо;
  3. перепускной клапан;
  4. корпус турбины; 
  5. масляные каналы;
  6. вал ротора;
  7. подшипник скольжения;
  8. компрессорное колесо;
  9. корпус компрессора;
  10. пневмопривод перепускного клапана

 

Неисправности и ремонт турбокомпрессоров

 

Основные причины поломки турбокомпрессора автомобильного напрямую связаны с:

  • Недостатком масла для смазывания подшипников. Это  вызывает перегрев компрессора, наволакивание металла на роторную ось и грозит интенсивным износом сопрягаемых деталей. При этом происходит увеличение зазоров ротора и задевание колесных лопастей за корпус. Ускорить этот процесс может  повышение температуры отработавших газов.
  • Загрязнением масла, осуществляемое  продуктами износа двигателя, а также вызванное его плохой фильтрацией.
  • Повреждением компрессорного колеса, которое обычно возникает  при попадании посторонних предметов лопасти колеса в случае разгерметизации трубопровода.
  • Повреждением турбинного колеса, которое может происходить из-за попадания кусочков окалины, отрывающихся со стенок выпускного трубопровода.

 

Установку отремонтированного турбокомпрессора на транспортное средство должна осуществляться только специалистами.  Гарантия на работоспособность восстановленной запчасти сохраняется только при соблюдении условий выполнения данных  операций:

  • удаление загрязнений из трубопроводов;
  • очищении трубок подвода  и отвода масла или замена их на новые;
  • проверка фланца коллектора на наличие механических повреждений;
  • замена масла в двигателе, а при необходимости – масляного и воздушного фильтров.

Следует помнить о том, что при сборке трубопроводов ни в коем случае нельзя использовать герметики. В противном случае есть вероятность быстрого вывода системы из строя из-за попадания в лопасти или систему смазки твердых кусков герметиков.

 

 

Рекомендации

 

 При эксплуатации транспортного средства, оснащенного турбокомпрессоров, необходимо соблюдать данные правила:

  • При повышенных оборах двигателя не стоит его глушить. Останавливать мотор следует только после перехода на холостой ход на несколько минут;
  • Перед поездкой на автомобиле дайте двигателю в течение нескольких минут поработать на холостом ходу;
  • Не забывайте своевременно менять моторное масло и фильтры (масляный и воздушный). При этом используйте только материалы, которые рекомендованы именно для вашего двигателя.
  • Периодически обращайтесь к специалистам для проведения диагностики вашего транспортного средства.